Мар
11
2011

Гипоактивный ребенок. Что делать?

На сегодняшний день родители и детские специалисты часто сталкиваются с термином гиперактивности, о котором уже много написано и разработано программ. Однако помимо такого распространенного синдрома у детей встречается более редкий синдром гипоактивности, также требующий заботы и внимания со стороны родителей, врачей, педагогов и психологов.

Гипоактивный ребенок в своем поведении является противоположностью гиперактивному.  Такие дети производят впечатление спокойных, медлительных и даже вялых. Поначалу родители не замечают ничего особенного в поведении ребенка. Наоборот, они радуются тому, что он не доставляет много хлопот, по сравнению с другими детьми.

Такие дети редко плачут и просятся на руки, любят много спать. Они не требовательные в еде, хорошо кушают и быстро набирают в весе.

Родители начинают по-настоящему волноваться, когда их ребенок поступает в детский сад или школу. Они начинают замечать, что он неуклюж, пассивен, малообщителен, молчалив и медлителен. У него может быть снижена мотивация к познанию окружающего мира, и интересы могут быть поверхностными.  

Такие дети с осторожностью относятся ко всему новому. Они могут долго привыкать к новым людям, новым блюдам, вещам и играм.

Однако, родителям нужно быть внимательными и точно разобраться в особенностях поведения сына иди дочери, обратившись за помощью к психологам, нейропсихологам, психиатрам или психоневрологам. Потому что на самом деле гипоактивность может оказаться особенностью характера. К тому же эта особенность может наблюдаться у родственников или одного из родителей, что говорит о наследственном факторе, который отразился на темпераменте ребенка. Пройдя небольшие тесты, специалисты смогут правильно определить причину сниженной активности ребенка.

Чаще всего причинами возникновения синдрома гипоактивности являются токсикозы, заболевания и стрессы организма мамы на каком-то этапе беременности, а также родовая травма. Все это воздействует на очень чувствительную и ранимую нервную систему малыша. Он рождается на свет с заниженной активностью подкорковых структур мозга.

Поэтому в таких случаях мамы слышат диагноз врача – минимальная мозговая дисфункция. Звучит впечатляюще, но на самом деле серьезной опасности такой диагноз не представляет. Многие такие расстройства проходят по мере взросления ребенка. И к его совершеннолетию совсем затухают. Но прежде чем ребенок достигнет совершеннолетия, он может доставить много хлопот родителям и учителям. К тому же гипоактивность может оказать влияние на формирование характера ребенка, его привычек, стратегии взаимодействия с миром и на другие адаптивные механизмы личности.

Ребенок с гипоактивностью часто сталкивается с проблемой прозвищ и его неприятия в социальной среде. Его часто называют «капушей», «соней», «сонной мухой». На него жалуются учителя, что он снижает общую успеваемость всего класса. И, конечно, ребенок глубоко переживает эту свою особенность.

Со стороны кажется, что у этих детей низкий уровень интеллектуального развития. Но это далеко не так. Интеллектуальное развитие детей с синдромом гипоактивности происходит на уровне нормы. Просто им требуется больше времени на привыкание к новой обстановке, на налаживание контакта со сверстниками, на выполнение заданий и вовлечение в учебный процесс. Такой ребенок может успешно решать домашнее задание по математике, но на контрольной получить низкую оценку из-за того, что разволновался и не смог сосредоточиться. Ему необходимо давать разминочную задачу, чтобы с помощью нее он активизировал мыслительные процессы, а уже потом приступал к выполнению контрольной работы.  И такой подход желательно применять во всех сферах его жизни.

Как же правильно вести себя с ребенком, у которого есть гиподинамический синдром?

Первым делом, родители должны набраться терпения, с пониманием и любовью подходить к временным трудностям воспитания, с которыми столкнулась семья. Для начала нужно выработать универсальные приемы безопасного и эффективного общения с ребенком.

Гипоактивного ребенка все время приходится подгонять, «раскачивать», подталкивать к какому-либо действию. Бесконечные фразы взрослых: «Давай быстрей!», «Ты что, спишь на ходу?!» и т.д. приводят к тому, что ребенок чувствует себя неполноценным, он ощущает себя обузой для родителей и понимает, что приносит им неудобство и разочарование. Его самооценка падает, он замыкается в себе и у него пропадает всякое желание к чему-либо стремиться, а значит, его активность может упасть еще ниже. Его переживания перегружают нервную систему, которая и без того работает на полную силу. Это может приводить к появлению тревожности, потере безопасности и комфорта, и мешать гармонично развиваться в этом мире.

У таких детей есть своя скорость жизни. Ее нельзя увеличивать резко, чтобы не ранить ребенка. По крайней мере, дома позвольте ему действовать в его естественном режиме.

Ребенку нужно давать время чтобы «собраться с мыслями». Поэтому заранее предупреждайте его о том, что вы намерены сделать, например, пойти с ним на какую-то встречу.

Что касается школьных предметов, то к трудным новым темам занятий с ребенком лучше готовиться заранее. Причем, акцент нужно делать не на теоретическую подготовку, а постараться настроить ребенка на эту тему, обсудить ее полезность, познакомить с элементарными аспектами и оформить тему в игровом стиле с красочными материалами.  Такими действиями у ребенка можно пробудить интерес к знаниям и творчеству, который повысит общую активность организма.

Часто такие дети имеют лишний вес и не любят уроки физкультуры, потому что им не интересен спорт. Но дома можно предложить ребенку играть в активные игры в холодное время года, а весной и летом кататься на велосипеде, выезжать на природу и там организовывать активный отдых. В повседневной жизни старайтесь вовлекать ребенка в какое-то совместное действие: приготовление ужина, уборка в доме, встреча папы с работы и многое другое. Самое главное внести в этот процесс элементы игры, сюрприза, волшебства и доброты, а также нужности и важности этого занятия. Можно сообщить ребенку, что без его помощи вам никак не обойтись.

Иногда с гипоактивными детьми бывает трудно общаться, так как они немногословны. Но это не говорит о том, что они вас не слышат. На самом деле такие дети все понимают и умеют слушать. И за внешней маской пассивности и безразличия может скрываться богатый внутренний мир.

В процессе вашего общения с ребенком главное стремиться поддерживать и хвалить его за любые достижения, а в случае неудачи верить в него и настраивать на позитивное разрешение ситуации. В результате такой поддержки и понимания, самооценка ребенка будет расти, вместе с ней будет расти уверенность в себе, смелость, желание развиваться и взаимодействовать с окружающим миром. А это залог успешной, полноценной и счастливой личности!

Желательно обратиться за помощью к детским специалистам: педагогам, психологам, учителям, работающих в различных развивающих центрах и школах. Комплексный подход позволит ускорить процесс развития гипоактивного ребенка.

P.S. Сначала должны быть любовь и понимание, а потом — наука. Можно окружить ребенка специалистами, которые будут его развивать, учить, развлекать. Но только любовь близких людей сделает его счастливым и заложит в нем фундамент, на котором сформируется здоровая и сильная личность.

Оставить комментарий

Светлана Бажажина

психолог Воронеж Здравствуйте! Я - психолог, педагог, эксперт в сфере трансперсональной психологии и восточной философии. Подробнее обо мне →

Новости и статьи на эл. почту

Укажите свой адрес эл. почты: