Апр
15
2013

Как помочь ребенку научиться самообладанию?

Самообладание — это умение управлять собой, своими чувствами и действиями, нести ответственность за них. Это очень ценное свойство личности, но его не так просто развить даже взрослому человеку. И если его с детских лет не научить управлять собою, во взрослой жизни это будет сделать намного труднее. Потому что только в детстве психика ребенка сверхгибкая и восприимчивая к любой информации, она быстро впитывает знания, вырабатывает навыки, умения и адаптируется к внешней среде.

Первые знания о мире и о самом себе ребенок получает от близкого окружения — родителей и родственников. Они постоянно находятся рядом с малышом. Своим примером они показывают, как нужно себя вести. Реакции взрослых людей на раздражители, поведение в конфликтах, интонации голоса, жесты, темп речи, часто повторяющиеся фразы — все это откладывается в сознании ребенка и используется им в жизни. Он понимает, когда его хвалят, когда ругают, пытаются остановить, если впереди опасность. Он слышит оценки людей о самом себе, так формируется его образ. Все это важные этапы воспитания. И именно через них закладываются основы личности.

Начинать воспитание ребенка нужно с самого рождения. Воспитателем может быть любой человек.  Если нет родителей, то этим занимается кто-то из родственников. Быть педагогом и воспитателем — это очень ответственная роль и очень сложная. Так как для ребенка источником знаний является близкий человек-взрослый, то этот источник  передаст ему такие навыки и свойства характера, которыми обладает сам. Если взрослый человек тревожная, эмоционально неустойчивая личность, то его состояние может быстро отразиться на ребенке. Страхи взрослого человека будут передаваться и малышу. Если, например, мама постоянно повышает голос, ругается матом, кидает предметы, плачет, то для малыша это будет болезненным испытанием, которое скажется на его развитии и надолго останется в бессознательном. Он даже может захворать и стать капризным или вялым. Он будет смотреть на мир и видеть в нем страдание и агрессию. В будущем наблюдая за импульсивностью и несдержанностью родителей, дети будут повторять их поведение. Если родители постоянно пугали ребенка, то он может остаться пугливым на всю жизнь.

Если же родители спокойные, понимающие и любящие люди, то ребенок примет от них эти качества и они помогут ему быть успешной и гармоничной личностью.

Поэтому воспитание самообладания ребенка начинается с личности взрослых людей, которые находятся рядом, будь то родители или люди, заменяющие их. То есть родители должны быть сами примером для подражания своему ребенку.

1. Говорить спокойно, доброжелательно, без упреков, угроз и обвинений. Излагать свои мысли понятно и доступно. Только так ребенок может услышать и понять взрослого.

2. Всегда выполнять обещания, отвечать за слова, действия и доводить дело до конца. Чтобы ребенок учился ответственности, честности и развивал свою волю.

3. Объяснять ему причины возникновения тех или иных ситуаций, причины наказания, гнева родителей и многих других событий. Чтобы ребенок понимал, что именно сделал не так.

4. Вести единую политику воспитания. То есть между родными в семье не должно возникать хотя бы видимых противоречий и конфликтов. Если родители спорят друг с другом о подходах в воспитании, то лучше это делать без ребенка. Потому что если мама будет ругать, а отец будет защищать ребенка от матери, то она станет противником, потеряет свой авторитет и уважение в глазах ребенка и он перестанет ее слушаться.

5. Всегда давать ребенку право выбора. Например, сказать:  «Ты можешь сделать уроки сейчас, а потом бежать играть на улицу и больше не думать о домашнем задании. Или можешь сейчас идти, но придя домой будешь сидеть за уроками до ночи, ляжешь поздно, не выспишься и усталым пойдешь в школу». Даже если ребенок выберет второе, то на завтра ему действительно будет тяжело вставать, в школе будет клевать носом. Он поймет, что родители были правы. В следующий раз он будет слушать их внимательнее и доверять им.

6. Относиться к ребенку, как ко взрослому. Спрашивать у него советов, обращаться за помощью, привлекать к совместной деятельности, делиться секретами. У каждого ребенка должны быть свои обязанности: учиться в школе, помогать маме убирать в доме каждое воскресение, встречать бабушку на остановке и т.д.

7. В семье должны быть свои правила и традиции, распорядок дня и дисциплина. Чтобы ребенок умел подчиняться определенным правилам и бережно относится к родному дому. Например, в доме не принято повышать голос и использовать агрессивные обидные слова. Или каждую субботу все родственники собираются вместе за столом и дети тоже должны присутствовать, даже если им не хочется и они капризничают.

Спешить в обучении самообладанию и требовать от ребенка мгновенных результатов не стоит. Ведь он проходит  свои этапы развития и на первых парах ему может быть физически трудно справляться с требованиями окружающей среды. И конечно, сам ребенок может волноваться по этому поводу и испытывать сильное напряжение. Поэтому любовь и понимание родителей помогут ему преодолеть трудности в управлении собой и сделают этот процесс комфортным и эффективным.

В дошкольном периоде ребенку трудно управлять чувствами и желаниями, потому что большие полушария мозга еще только развиваются, и они плохо контролируют подкорковые зоны, которые побуждают ребенка вести себя несдержанно, импульсивно и позволяют ему реагировать моментально на внешние раздражители, не анализируя ситуацию. По мере взросления у него будет появляться все больше осознанности и понимания происходящего. А значит ребенок уже не будет просто рефлекторно реагировать, например, на какой-то яркий объект, а будет уже понимать, что это такое и для чего он ему нужен.

В дошкольном периоде ведущей деятельностью ребенка является игра дома, на детской площадке, в детском саду. Именно она активно развивает ум, чувства, произвольность действий. Чем больше детей вовлечено в игру, тем чаще ему приходиться подчиняться и подстраиваться под общий игровой сценарий. И ребенок действует уже не под влиянием мимолетных желаний, а руководствуется правилами игры.

Кроме игры дошкольник может выполнять простые задания под руководством родителей и воспитателей. Так он будет обогащать свой жизненный опыт, учиться действовать сообща, уважая интересы коллектива, формируя навыки целеустремленности, усидчивости, взаимопомощи, терпения.

Посещение детского садика является важным моментом в развитии навыка самообладания. Там тоже существует определенный режим дня, правила поведения. К тому же в этой среде рядом не бывает родных людей, конфликты и различные задачи ребенок пытается решает сам с помощью своих навыков. А значит в этой среде он может полностью раскрыть свой потенциал и быстро развиваться. Потому что именно в критических условиях идет мобилизация сил человека и полное проявление всех его знаний и умений.

К 7 годам ребенок вступает в период ученичества. Здесь самообладание развивается за счет осознанной, целенаправленной учебной деятельности. И родителям нужно помочь ребенку адаптироваться к школе и дать ему понять, что обучение для него сейчас самое приоритетное занятие.

Глубокое осознание своих чувств и действий происходит с 14-15 лет, когда полностью сформирован интеллект. С ним и приходит полное осознание своих поступков. Но здесь подросток сталкивается с другими трудностями. Период взросления сопровождается нарушением гормонального фона, физиологической перестройки организма.  Начинается формирование личности, вступление во взрослую жизнь. Это ввергает человека в кризис и многочисленные стрессы. Подросток становится чувствительным, раздражительным, бунтует против авторитета родителей, завоевывая свою свободу и доказывая свою взрослость.

Здесь выдержка и понимание родителей играет такую же важную роль. В этот период подростку очень нужна любовь и уважение к его интересам и потребностям. Ему нужна поддержка родных, даже если он показывает свою холодность и безразличие в ответ на заботу и внимание. В этот период идет его самоопределение, формирование его собственного восприятия себя как  личности, чему способствует активное общение со сверстниками.

В эти периоды жизни ребенка родители, школьные психологи и преподаватели могут научить его самоконтролю с помощью  методов релаксации,  поведению в конфликтах, помочь ему определиться с жизненными целями, выстроить правильные приоритеты и ценности, научить понимать себя, свои чувства и желания.

С помощью своих жизненных историй, веры в подростка и его успех, родители могут помочь ему изменить взгляд на кризисную ситуацию, научить позитивному мышлению и поднять его самооценку. Все это тоже является неотъемлемой частью навыка управления собой.

Сталкиваясь с жизненными испытаниями, мы учимся самообладанию все время, в каждой новой ситуации. Поэтому и ребенок тоже будет продолжать учиться и оттачивать эти навыки все время с помощью родителей и самостоятельно. И каждое новое испытание будет закалять его и давать новый опыт для дальнейшего развития.

Оставить комментарий

Светлана Бажажина

психолог Воронеж Здравствуйте! Я - психолог, педагог, эксперт в сфере трансперсональной психологии и восточной философии. Подробнее обо мне →

Новости и статьи на эл. почту

Укажите свой адрес эл. почты: