Май
29
2011

Если ребенок не вписывается в коллектив…

В любой социальной среде, коллективе есть такие люди, которые не подходят под общие социальные стереотипы. Такие люди имеют иную систему ценностей, отличную от общей социальной массы.

Иногда на характер и поведение ребенка влияет семья. Но она не единственный фактор влияния. Иногда дети попадают в стрессовые ситуации, проходят серьезные жизненные испытания, которые деформируют их восприятие жизни, меняют приоритеты. А есть дети, которые рождаются с чувствительной ранимой психикой, с уже врожденными необычными способностями. Все это накладывает отпечаток на построение их отношений с социумом.

В каждой социальной среде есть определенные форматы поведения. Их моделирует та часть людей, которых является большинство или они оказывают самое сильное влияние за счет каких-то определенных качеств характера и своего статуса. И если человек, который входит в среду, не соответствует этим форматам, его нарекают «белой вороной».

Удобно входить в тот коллектив, который еще не сложился. Так проще влиться в него и занять свою нишу, потому что при формировании коллектива все его участники ведут себя осторожно, стремятся наладить общение, более тактичны, сдержаны и внимательны друг к другу. При таких обстоятельствах «белая ворона» может выделяться своими качетствами, но может быть легче принят в круг людей. В таком случае его нестандартное мышление и поведение не будет жестко оцениваться окружающими людьми.

Если ребенок стал «белой вороной» в окружающем мире, то не нужно упрекать его за это. Наоборот, ему нужно помочь принять себя таким, какой он есть и поделиться с ним опытом, как можно построить гармоничные отношения с окружающими людьми, а также поддержать его морально. Потому что детская среда может быть очень агрессивна к «белым воронам» и она может причинить таким детям психическую травму, понизить самооценку и уверенность в себе. В такой ситуации ребенку придется преодолевать свои страхи и нерешительность, и вырабатывать стрессоусточивость. Потому что морально ему будет тяжело жить в таких условиях. И у него будет всего два пути – или сдаться под давлением среды и стать «призраком» или продолжать работать над собой, ценить и уважать себя, вопреки негативных оценок окружающих людей.

Поэтому таких необычных детей нужно заряжать своей верой, похвалой, одобрением и почаще рассказывать им о людях, о механизмах и правилах общения, поведении в конфликтах, разбирать острые ситуации. Если ребенок не знает людей и не знает правил взаимодействя с ними, он не сможет управлять ситуацией и самим собой.

Нужно рассказывать ребенку примеры из свой жизни и жизни других людей, которые столкнулись с такой же проблемой. Рассказать ему, как они решали эту проблему.

Также нужно следить, чтобы у ребенка не возникало высокомерия по отношенияюм к другим. Чтобы он не становился зазнайкой и выскочкой. Ведь именно так некоторые дети «белые вороны» пытаются повысить свою важность в коллективе, чем еще сильнее вызывают неприязнь. Это бывает, например, в том случае, когда ребенок духовно и интеллектуально развит. Ему не интересно с большинством своих одноклассников. И автоматически он ставит их ниже себя, показывая это всем своим видом.

Во всем нужен разумный баланс. Безусловно, детям «белым воронам» стоит проявлять себя в учебе, в каком-либо мастерстве, чтобы быть активными, у все навиду. Но одновременно с этим стоит прислушиваться к общественному мнению, не идти против всего коллектива только из-за принципа, стоит проявлять гибкость, разбираться в причинах столкновения и всегда искать компромис, который возможен при правильном подходе к решению задачи.

Родителям желательно поговорить с преподавателями, классным руководителем и школьным психологом, чтобы они помогли ребенку адаптироваться в коллективе, корректно повлияли на учащихся в классе, в котором учиться ребенок и поддержали его.

Редко бывает такое, чтобы в коллективе «белую ворону» вообще никто не принимал. Чаще всего находятся люди, которые готовы общаться с таким человеком. Если есть хотя бы один собеседник – это уже большая помощь и поддержка, значит «белая ворона» уже не так одинок.

Поэтому при вхождении в новый коллектив нужно обязательно найти того, с кем есть хотя небольшие общие интересы. Эти интересы можно выявить путем обычного наблюдения за жизнью участников коллектива. В первую неделю пребывания в нем, можно определить кто больше всего подходит на роль товарища.

К тому же родителям можно попробовать завести дружеские связи с родителями других детей, чтобы продолжить общение за пределами школы. Таким образом они помогут своему ребенку завести школьного друга, да и сами смогут неплохо отдохнуть в кругу единомышленников.

Если же у ребенка возникают психологические проблемы, он сильно боится идти в школу, падает мотивация к учебе, он приходит домой с побоями, у него воруют деньги и учебные принадлежности, то здесь уже пора поднимать вопрос на уровне администрации школы и заниматься психокоррекционной работой.

Оставить комментарий

Светлана Бажажина

психолог Воронеж Здравствуйте! Я - психолог, педагог, эксперт в сфере трансперсональной психологии и восточной философии. Подробнее обо мне →

Новости и статьи на эл. почту

Укажите свой адрес эл. почты: