Май
26
2011

Внимание! Насилие в школе!

Каждый родитель желает своему ребенку добра и помогает ему быть успешным: хорошо учиться, строить гармоничные отношения с людьми, развивать свои таланты и навыки. Семья старается отгородить его от дурного влияния, конфликтов и негативных условий окружающей среды.

Но когда чадо покидает пределы дома, идет в школу, родители уже не могут быть постоянно рядом. Начинается период, когда ребенок проводит время отдельно от родителей, опираясь на собственные ресурсы и знания. Конфликты с окружающими людьми естественны. Они дают ребенку возможность набираться опыта, преодолевать трудности, управлять собой и воздействовать на окружащий мир, выстраивать эффективное общение.

Но иногда бывает так, что ребенок оказывается неподготовленным к тому социальному миру и режиму жизни, в который попадает. Он теряется среди разноликой публики, не выдерживает требований и давления окружающей среды, и становится изгоем. Он просто не знает как защищаться от агрессоров и забияк, боится проявить свои чувства, вступить в открытую борьбу и отстоять свои права.

Если ваш ребенок стал жертвой издевательств и шантажа, пора вмешаться и разобраться в ситуации.

1. Признаки присутствия конфликтов ребенка с учениками в школе.

1) Ребенок возвращается из школы агрессивный, угрюмый, раздраженный, подавленный, с заплаканными глазами.

2) Не хочет идти в школу, не проявляет инициативы в учебе, скатывается на тройки и двойки.

3) Замыкается в себе, становится скрытным или боится остаться без родителей, не отходит от вас ни на шаг.

4) Появляются бессоница, кашмары, головные боли, рассеянность внимания, сильное волнение перед началом занятий или постоянное, недержание мочи, нервные тики.

5) Происходит исчезновение и порча личных вещей ребенка, элементов одежды, школьных принадлежностей, игрушек.

6) Появляется нехватка карманных денег, постонный голод у ребенка.

7) Он не знает, с кем можно связаться, чтобы узнать домашнее задание, отказывается кому-либо звонить, не говорит о друзьях в школе.

) Возникают синяки и царапины на теле.

2. Кто чаще всего становится жертвой насилия?

1) Ребенок с явными психо-физиологическими ярко выраженными  особенностями: косоглазие, заикание, гипоактивность, хромота.

2) Тучные дети, слишком высокие или ниже всех ростом, носящие очки, рыжеволосые могут стать объектами нападок.

3) «Любимчик» учителей вызывает у всего класса ревность. Сверстники воспринимают такого человека как отщепенца, предателя и ведут против него агрессивную политику.

4) Неуспешный в учебе ребенок, который к тому же мешает на занятиях, подвергается издевкам, так как его поведение не одобряет учитель.

5) Плаксивые, обидчивые дети, которые сразу бросаются в драку, жалуются взрослым при незначительном столкновении со сверстниками, только разжигают азарт провокаторов.

6) Дети, которых сильно опекают родители, избалованные, пассивные, требующие постоянного участия взрослого в их жизни, считаются «маминами сыночками».

7) Неопрятная одежда, необычный стиль вещей и аксессуаров могут стать причиной насмешек.

 

Однако нельзя в таких ситутациях перекладывать ответственность только на ребенка. В разрешении конфликта обязательно должны учавствовать взрослые. Учителям и родителям нельзя закрывать глаза на такие ситуации и нужно во время подключтаться к их разрешеню, иначе конфликт может расти, приводя к серьезным травмам физическим и психическим. Это будет откладывать отпечаток на будущем ребенка и его отношении к окружающему миру и к себе.

3. Как защитить ребенка?

1) Необходимо поговорить с учителем, классным руководителем, школьным психологом, чтобы они приняли участие в решении конфликта.

2) Важно быть примером для подражания. Своим поведением и отношением к конфликтами прививайте у ребенка стратегии решения конфликтных ситуаций. Рассказывайте ему причины ваших поступков и их последствия. Читайте ребенку специальные сказки, рассказывайте истории из жизни, которые донесут до сына иди дочери информацию о путях решения конфликтов.

Устраивайте ролевые игры, проигрывайте конфликтные ситуации, как в театре.

3) Разбирайте семейные неурядицы, которые случаются у ребенка с близким окружением, ищите вместе с ним способы эффективного решения коммуникационной задачи.

4) Помогайте ребенку быть самостоятельным. Иногда ему самому нужно посидеть и подумать, что он может сделать, чтобы изменить ситуацию. Он должен осознать, что у него в руках есть все возможности для ее решения, нужно только набраться смелости, подробно просчитать свои действия, нацелится на результат и проявить усердие в своем деле. Родители могут помочь ребенку подготовить стратегию решения ситуации, но сами действия пусть ребенок реализует сам. Если же после многих попыток ситуация будет только ухудшаться, значит родители сами должны проявить инициативу и непосредственное участие.

5) Повышайте самооценку школьника. Когда человек ценит и уважет себя, верит в собственные силы и успех, то его уважают и ценять окружающие люди.

Развивайте таланты ребенка. Пусть он занимается любимым занятием, помогите ему преуспеть в нем: театральный кружок, пение, футбол, боевые искусства, ИЗО, гитара и многое другое. Ответственность за выполнение какого-либо дела в классе проявит важность ребенка и сделает его более значимым человеком: помощь в подготовке утренника, составление списка участников концерта, покупка подарков на Новый год и т.д.

Хвалите ребенка даже за маленькие успехи, за смелость, решительность, терпение, труд, смекалку и многое другое!

6) Научите сына или дочь решать конфликты конструктивно. Прививайте моральные принципы: бить девочек, брать без разрешения чужие вещи, портить их, обзываться, издеваться над слабыми и беспомощными подло. Объясните ребенку, что нужно уважать мнение окружающих, даже если оно не совпадает с его мнением. Научите его ставить себя на место других людей. Тогда у ребенка будет развиваться сострадание и проницательность, он будет понимать действия окружающих людей и будет эффективнее общаться с ними.

Расскажите ему о том, почему сверстники бывают злыми и вредными. Пусть он узнает, что такие люди вымещают свои обиды на окружающих. Они сами очень несчастны, так как носят в себе свою злобу и едкость. Таким людям нужно сочувствовать, относиться снисходительно к их недостаткам и стараться не спорить с ними.

Правила поведение в конфликте:

  • · Научите ребенка говорить «нет», особенно когда его провоцируют «на слабо», требуя показать свою взрослость и силу. Расскажите ребенку истории, которые плачевно закончились для того, кто попал в эту ловушку. Историю можно придумать.
  • · Не стоит быть пассивным, особенно при первом столкновении с агрессором. В начале общения агрессор изучает поведение потенциальной жертвы. Если человек молча терпит издевки, то у агрессора появляется еще больше смелости и энтузиазма. А если он получает такую же ответную силовую волну, то в будущем будет обходить этого человека стороной. Именно первое впечатление самое важное.

Однако не стоит бросаться с кулаками на всех подряд. Нужно сохранять меру. В классе найдется лишь один или несколько человек, которые будут создавать напряжение в общении. Вот с ними и надо держаться поуверенней и не показывать своего волнения.

  • Справляться с задачей легче вместе с другом или друзьями. Нужно постараться найти в классе людей с общими интересами. Помогите ребенку подружиться с однокласниками вне школы.

4. Ребенка обижает учитель.

Есть очень принципиальные и консервативные учителя, не желающие принимать современные веяния и жестко отстаивающие свои убеждения  и требования. К такому педагогу явится на урок, например,  с серьгой в ухе все равно, что объявить войну. Есть учителя, которые не считают свое поведение грубым, они сами были воспитаны в строгости и могут не проявлять чуткости к детям.

Бороться с такими учителями сложно и не всегда стоит. Молодой учитель еще согласится на компромисс, а вот преподаватель старой закалки может самим родителям высказать в лицо все, что думает о них, о их сыне или дочери и т.д. Учителей увольняют редко, поэтому не стоит надеятся, что получится просто убрать его из школы. Для этого должны быть очень серьезные аргументы.

Лучше постараться найти подход к учителю, поговорить с ним, тактично обсудить его методы преподавания, а также помочь ребенку принять личность педагога, найти плюсы такого способа обучения, пусть даже это будет трудно.

Обращаться к учителю лучше в неформальной обстановке после родительского собрания, по пути со школы, на школьном празднике. Там невзначай можно задать вопрос: «Как там мой сын, как он учится, как себя ведет?».  Можете поделиться с учителем информацией о том, что ребенок часто волнуется перед уроком этого педагога, готовится к нему прилежнее всего, что вы волнуетесь за свое чадо. Так в беседе родитель может выяснить ситуацию в целом и попросить педагога помочь родителю правильно настроить ребенка на учебный процесс.

Обратитесь к учителю за помощью или советом, предложите свою помощь в организации школьных мероприятий. Теплое общение с учителем отразится на учебе ребенка.

Конфликт всегда неприятен, но возможность выхода из него есть всегда. Самое главное, внимательно разобраться в причинах конфликта и понять желания и мотивы обеих сторон. Тогда можно подобрать самое оптимальное решение.

3 комментария + Добавить

  • спасибо за советы, сейчас произошла такая же ситуация, отвергнули одноклассницы, осталась с теми кто был на моем месте. пытаюсь изменится найти новых друзей, хотя скучаю сильно по тем* я очень ранимая, так что каждый день реву и страдаю( но спасибо за советы*

  • Здравствуйте!Подскажите пожалуйста что делать! У моего сына Данила ученика 5 класса с этого года начались проблемы с одноклассниками .Замечу что до 5 класса проблем с дисциплиной у Данила не было и нас как родителей ни разу не вызывали в школу .Двадцать первого января мой сын повздорил в школе с одноклассником ( всё закончилось словесной перепалкой),но в ходе разговора оппонент моего сына сказал что встретят сына с компанией для разговора.После чего Данила предложил ему разобраться по мужски один на один .Одноклассник сдержал слово и сына ждали после школы . Я связался с учителем и Данила благополучно пришёл домой.На следующий день мы с женой пошли в школу для прояснения ситуации с учителем .Про то что сына встречают после школы ни кто не хочет слышать.Вместо того что бы разобраться в ситуации учитель начала собирать какие то заявления у учашихся и родителей .Теперь ситуация выглядит так ,что это Данила вызвал на поединок компанию ребят ,а они не согласились с ним драться ,так как им мама не разрешает .А после школы в 20С* мороз полчаса они просто стояли возле школы.Подскажите что дальше делать???

    • Здравствуйте, Данила!
      Сын поступил ответственно, показал свою силу. В жизни ему еще ни раз придется отстаивать свои права. И чем больше в этом он будет проявлять самостоятельности без вашего участия, тем лучше. Если конечно, нет угрозы для физического здоровья. Поэтому вы можете им гордиться. А то, что его сделали источником конфликта и учителя не хотят вставать на его сторону — еще одно испытание для вас и вашего сына, которое вам нужно пройти мудро, спокойно и уверенно. Если драка не состоялась, физического насилия не было и дальше в классе ребенок общается с одноклассниками гармонично, нет острых конфликтов, давления и унижения со стороны сверстников, если ребенок также в хорошем настроении ходит в школу и ему нравится общаться с ребятами, значит инцидент исчерпан сам собой, психологической травмы у ребенка нет.
      Правды вы здесь можете и не найти. Да и я сама ничего вам не могу сказать, надо разбираться более подробно и глубоко. Видно, что и вы и другая сторона конфликта и учителя, все защищают свои интересы и тянут одеяло на себя, поэтому ваше мнение я принимаю как одно из мнений участников конфликта, и оно может быть субъективным, как и мое собственное.
      Я считаю, что учителей можно просто попросить быть внимательнее к группе провокаторов и задир, чтобы остальные дети оставались в безопасности. Если подобные ситуации повторятся, нужно поднимать вопрос на уровне классного руководителя, администрации школы. А уже потом выходить на уровень контролирующих органов образования, если ниже стоящие уполномоченные лица бездействуют.
      А еще хочу сказать, что проблемы с дисциплиной меня радуют. Послушным и правильным мальчикам намного тяжелее адаптироваться в жизни и быть успешными, чем хулиганистым мальчишкам.

Оставить комментарий

Светлана Бажажина

психолог Воронеж Здравствуйте! Я - психолог, педагог, эксперт в сфере трансперсональной психологии и восточной философии. Подробнее обо мне →

Новости и статьи на эл. почту

Укажите свой адрес эл. почты: